Главным моментом в расследовании причин дорожно-транспортного происшествия является установление виновника произошедшего. Именно это лицо впоследствии привлекается за нарушение административного законодательства. Также это важно по той причине, что данное лицо необходимо привлечь к гражданско-правовой ответственности, то есть, обязать его выплатить компенсацию за причинный ущерб другим участникам ДТП.

Ответственность виновника ДТП разделяется на две категории:

  • Гражданская – привлечение того или иного лица к такой ответственности осуществляется исключительно по решению суда. Характерной особенностью данного процесса является то, что виновность конкретной стороны доказывают непосредственно участники ДТП. То есть, потерпевшие пытаются убедить суд, что это причинивший ущерб виновен в создании аварийной ситуации, тот, в свою очередь, всеми силами доказывает совершенно противоположное.
  • Административная – привлечение осуществляется по соответствующему решению суда или уполномоченных органов (например, ГИБДД). К административной ответственности лица могут быть привлечены не позднее, чем через три месяца с момента совершенного правонарушения, если при этом дело находится на рассмотрении судебной инстанции.

В отечественной юридической практике нередко встречаются случаи, когда по истечению трех месяцев никто не привлечен к административной ответственности

В отечественной юридической практике нередко встречаются случаи, когда по истечению трех месяцев никто не привлечен к административной ответственности, поскольку нет соответствующего законного постановления. Это происходит, когда суды отменяют постановления уполномоченных органов, после чего дело вновь отправляется на рассмотрение к ним. В таких случаях ГИБДД традиционно уведомляет все стороны о невозможности привлечения того или иного лица за совершенное административное правонарушение. Другими словами, уполномоченный орган выходит из игры, оставляя участников ДТП самостоятельно доказывать свою невиновность и виновность оппонентов.

 Очень редко судебные учреждения прибегают к изучению технических аспектов дорожно-транспортного происшествия. Как правило, этим занимаются независимые судебные экспертизы. Работа суда здесь заключается в определении вместе со сторонами необходимых вопросов для экспертной оценки. Экспертиза носит субъективный характер. Она не имеет юридической силы, ее могут оспорить все стороны процесса, с ее выводом может не согласиться даже сам суд. Нередко судьи выносят вердикт, полностью противоположный выводам независимой экспертизы. При выносе решения суд руководствуется не только законом, но и в значительной степени внутренними убеждениями.

Кто несёт ответственность в случае передачи автомобиля собственником во временное владение третьему лицу

В случае с административным законодательством решение по поводу ответственности за совершение ДТП выносится достаточно просто, поскольку существующая правовая база четко указывает, что основную ответственность несет лицо, нарушившее правила дорожного движения. Привлечь ту или иную сторону к гражданской ответственности намного сложнее. Согласно правовым нормам, передача автомобиля собственником во временное владение третьему лицу вполне может быть расценено судом как передача прав пользования. При этом гражданскую ответственность должен нести именно владелец, а не временный пользователь.

Несмотря на то, что доверенность предоставляет право владения, нередко ответчиком ДТП становится ничего не подозревающий хозяин автомобиля, тогда как находившееся непосредственно за рулем лицо отделывается легким испугом. Суть заключается в том, что доверенность – это особый документ, который дает возможность совершать юридически значимые действия. К таким действиям относится и вождение транспортного средства, в ходе чего водитель становится участником дорожного движения и несет за это ответственность, а потому доверенность, в том виде, в котором ее привыкли понимать отечественные граждане, к этому не имеет никакого отношения.

По большому счету доверенность может представлять собой своеобразное прикрытие для более значимых юридических сделок. Это может быть договор об аренде, купли-продажи, безвозмездного пользования автомобильным средством (например, когда родители оформляют машину на своих детей), а также трудовой договор (служебные авто).

Следовательно, чтобы определить надлежащего ответчика ДТП, виновник которого осуществлял управление транспортным средством по доверенности, необходимо в первую очередь выяснить, на основании чего была выдана данная доверенность – в целях передачи прав пользования, гражданско-правовых или трудовых отношений, в качестве безвозмездного подарка и т.д.

Помимо этого, изучаются такие вопросы, как в чьих интересах использовалось транспортное средство, существует ли порядок пользования данным автомобилем, является ли выданная доверенность частью оформленных особым способом трудовых взаимоотношений, а также определяется объем прав, которыми владеют участники существующих правоотношений.

Именно исходя из особенностей, сущности, значения и целей доверенности, суд в праве принять решение о назначении надлежащего ответчика.

В отечественной правоприменительной практике, ввиду несовершенства Гражданского законодательства, принято назначать сразу нескольких ответчиков – это, как правило, непосредственно сам владелец транспортного средства, а также водитель, причинивший своими действиями материальный и физический ущерб другим участникам дорожного движения. Это происходит из-за того, что во время рассмотрения дела истцу будет крайне сложно самостоятельно определить, кто именно из ответчиков является надлежащим, поскольку это зависит от правовых отношений между ними, а эта информация, как правило, носит закрытый характер.

Законопроект № 147768-6 "О внесении изменения в статью 1079 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

На данный момент Государственная Дума Российской Федерации рассматривает специальный законопроект № 147768-6 "О внесении изменения в статью 1079 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". Документ, внесенный на рассмотрение Законодательным Собранием Челябинской области, предлагает внести поправку в первый пункт статьи 1079 ч.2 Гражданского кодекса РФ. Суть изменения заключается в добавлении одного абзаца, в котором говорится о том, что, если надлежащий ответчик, управлявший транспортным средством по доверенности, не в состоянии самостоятельно в полном объеме оплатить причиненный ущерб, данная нагрузка равномерно распределяется между ним и непосредственно владельцем автомобиля. В случае принятия поправки, это позволит создать более эффективный и надежный механизм защиты пострадавших в ДТП.

Консультации эксперта по Юридической помощи

  • Здравствуйте! Был признан инспектором ГИБДД виновным в ДТП 05.03.2016 на пересечении Волгоградского проспекта и Зеленодольской ул. по направлению в центр .Считаю, что вина была обоюдной. Могу ли я рассчитывать на возмещение ущерба 50/50 от страховой? Видео с моего регистратора и фото в ссылке. https://cloud.mail.ru/public/FMHB/32Qo2gh1v С ув. Гуменов Олег p.s. Пожалуйста,внимательно ознакомьтесь с документами,чтобы наше общение стало конструктивным

    Здравствуйте, Олег! Чтобы установить наличие обоюдной вины в произошедшем ДТП, Вам необходимо в течение 10 суток с момента вручения или получения копии Постановления по делу об административном правонарушении, обжаловать данное Постановление. Жалоба подается в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела пункт (3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ). В случае установления факта обоюдной вины участников ДТП, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную Законом "Об ОСАГО" обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях. Данная позиция подтверждена Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 2 от 29.01.2015 г. Более подробную информацию Вы можете получить по телефонам: +7(495)788-60-60; 8-800-200-51-71. Ждем Вас вновь на нашем сайте. КОНСУЛЬТАНТ

  • Здравствуйте произошла такая ситуация купил авто по ДКП полис осаго получил в придачу , в этот же день я попадаю в ДТП. Как позже выясняется полис левый ,что в этом случае делать? И какие последствия меня джут если потерпевший подаст на меня в суд? Буду очень признателен если вы дадите ответ.

    Добрый день. Если пострадавший подаст на Вас в суд, то в соответствии со ст. 1064 ГК РФ «Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Однако, Вы можете инициировать расследование, государственными компетентными органами по факту мошенничества, подав соответствующее заявление. В случае если такой факт будет установлен, то Вы имеете полное право взыскать возмещение с лица виновного в мошенничестве . Более подробную информацию Вы можете получить по телефонам: +7(495)788-60-60; 8-800-200-51-71 (звонок бесплатный). Ждем Вас вновь на нашем сайте. КОНСУЛЬТАНТ

  • Добрый день! Произошло ДТП в г. Уфа. На место совершения ДТП был вызван аварийный комиссар с "Центра аварийных комиссаров" находящегося г. Уфа по ул.Лесотехникума 20. После оформления происшествия аварийным комиссаром, где я виновник случившегося ДТП, и был с этим согласен, меня отпустили. Я место ДТП покинул и уехал в другой город. В этот же день поступил звонок с полка ДПС г. Уфа по ул.Лесотехникума 20 , и сказали, что я должен явиться по данному делу случившегося ДТП на разбор в полк ДПС г. Уфа по ул.Лесотехникума 20, но я физически не смог явиться. После второго звонка от аварийных комиссаров с "Центра аварийных комиссаров" находящегося г. Уфа по ул.Лесотехникума 20. мне сказали, что Вас лишат водительского удостоверение и все затраты на восстановления автотранспортного средства по несу я лично т.к. я не явился лично. Вопрос:1. Зачем я должен был явиться в полк ДПС г. Уфа по ул.Лесотехникума 20 если все документы по делу совершенного ДПС были оформлены аварийным комиссаром с "Центра аварийных комиссаров" находящегося г. Уфа по ул.Лесотехникума 20 и мной подписаны о согласии считать себя виновным?. 2 На тот случай если я вообще не явлюсь в полк ДПС г. Уфа по ул.Лесотехникума 20, что мне грозит?

    Добрый день. Из написанного Вами следует, что данное ДТП сотрудниками ГИБДД оформлено не было, и на месте происшествия присутствовал только аварийный комиссар. Но аварийный комиссар не является представителем государственных компетентных органов и никакого законного права оформлять ДТП, вместо сотрудников ГИБДД у него нет. ДТП без участия сотрудников ГИБДД может быть оформлено только по правилам Европротокола, во всех остальных случаях участие сотрудников обязательно. Отвечаем на поставленные Вами вопросы: 1. Вы покинули место ДТП не дождавшись оформления сотрудниками ГИБДД и без их разрешения, то есть скрылись с места происшествия. На наш взгляд, в полк ДПС Вас вызывали для прояснения ситуации и оформления происшествия должным образом. 2. Если в ходе производства по административному делу ваше деяние будет квалифицировано как: «Оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся», то вступает в силу статья 12.27 ч. 2 КОАП РФ. Более подробную консультацию Вы можете получить по телефонам: +7(495)788-60-60; 8-800-200-51-71 (звонок бесплатный). Ждем Вас вновь на нашем сайте. КОНСУЛЬТАНТ

  • Добрый день. Правомерны ли действия старшего сержанта полиции останавливать автомобиль в деревне по причине не включенного ближнего света (хотя были включены габаритные огни )в светлое время суток. Прошу учесть тот факт что ст. сержант не был одет в форму ГБДД и не имея при себе жезла. Выписал постановление о предупрежении.

    Добрый день. Сотрудники отдела юридического сопровождения сообщили нам, что в данном случае, действия старшего сержанта полиции не правомерны. Инспектор при исполнении служебных обязанностей должен быть одет в фуражку с околышем серого цвета, синюю форму и желтую или желто-зеленую куртку (жилет) со светоотражающими полосами и надписью «ДПС». На куртке обязательно наличие круглого металлического жетона красного цвета с личным номером инспектора. Каждый постовой должен быть укомплектован свистком и полосатым жезлом. В противном же случае это является нарушением служебной дисциплины. Что же касается вынесенного предупреждения, то в ПДД четко указано: 19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни. Габаритные огни и дневные ходовые огни это не одно и тоже. Более подробную консультацию Вы можете получить по телефонам: +7(495)788-60-60; 8-800-200-51-71. Ждем Вас вновь на нашем сайте. КОНСУЛЬТАНТ

Заказать услугу
Юридическая помощь водителям при ДТП

Заполните онлайн заявку, это не займет много времени!

Оставить заявку

Наши специалисты

Сафонов Евгений

Руководитель отдела урегулирования убытков по КАСКО/ОСАГО

Григорий Браудо-Линник

Руководитель отдела оценки автотранспорта

Ваши преимущества при работе с Major Ассистанс

Гарантия качества

Мы работаем на рынке более 10 лет и дорожим своей репутацией

Экономия времени

Опыт наших сотрудников позволяет делать все с первого раза и в кратчайшие сроки

Персональный подход

Мы внимательно слушаем клиента и выбираем для него наиболее выгодное решение

Решение проблем

Вы можете поручить задачу нам и заниматься своими делами спокойно

Полный спектр услуг

Мы профессионально предоставляем широкий спектр услуг и сервисов