Содержание
- Введение
- Действия водителя сразу после ДТП
- Оформление документов после ДТП
- Стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП?
- Заключение
Введение
Что делать, если попал в ДТП? С этим вопросом сталкивается почти каждый автовладелец, став участником аварии. Вопреки простоте и безапелляционности Правил дорожного движения РФ, дорожный инцидент вызывает серьезное замешательство — не в последнюю очередь из-за стресса самого водителя. Как поступить и что делать при аварии, дабы это соответствовало требованиям закона?
От правильности действий зависит не только компенсация повреждений и (или) ущерба жизни и здоровью, но и сохранность водительского удостоверения. Между пунктами 12.27.1 и 12.27.2 КоАП РФ очень тонкая грань, и санкция в 1 тыс. руб. штрафа с легкостью «заменяется» лишением права управления на срок до полутора лет или пятнадцатью сутками ареста.
Действия водителя сразу после ДТП
Условно ПДД РФ делит действия водителя в случае аварии на два раздела. Первый — он касается ДТП без пострадавших (п.2.5 ПДД РФ) — применяется упрощенное оформление без присутствия сотрудников полиции (так называемый европротокол). Второй вариант (п.2.6-2.6.1 ПДД РФ) применим, когда есть погибшие и травмированные, или количество ТС превышает двух.
Отметим, что до 2014 года, когда в действие вступил п.2.6.1 ПДД РФ, водители были обязаны сообщить в ГИБДД об аварии, даже если у ее участников не было взаимных претензий. Сейчас они (цитата) «...не обязаны сообщать о случившемся в полицию...», однако даже решив разъехаться миром, желательно написать друг другу расписку об отсутствии взаимных претензий и требований.
Что делать после аварии?
- незамедлительно остановиться, не создавая помех;
- осмотреть ТС и иного участника аварии;
- уточнить, нет ли погибших и пострадавших;
- выставить знак и включить аварийные огни;
- приступить к фиксации последствий ДТП.
Авария без пострадавших и повреждений
Что делать при ДТП без пострадавших? Как минимум, обойтись без оформления аварии сотрудниками полиции. В данной ситуац ии оба автовладельца, согласных с обстоятельствами ДТП, фиксируют картину средствами фото- и видеофиксации и зарисовывают схему, указывая объекты дорожной инфраструктуры — дороги, перекрестки, знаки, пешеходные переходы, здания.
После этого необходимо убрать транспортные средства с проезжей части (обязательно зафиксировав их повреждения). Даже если стороны решили вызвать инспекторов ГИБДД, оставление ТС на дороге будет расценено как неисполнение обязанностей водителей после ДТП (данный пункт, довольно спорный, был принят во избежание заторов на проезжей части из-за малозначительных аварий).
Если у них нет противоречий по обстоятельствам, граждане вправе выбрать один из трех вариантов. Доехать до ближайшего поста полиции для оформления факта аварии, поехать в страховую компанию за возмещением (только невиновный) или урегулировать ситуацию в индивидуальной порядке. Здесь, как говорилось выше, желательно запросить друг у друга расписку.
ДТП с пострадавшими
Исходя из п.2.6 ПДД РФ, ДТП с пострадавшими исключает применение европротокола. В данной ситуации на водителя — вне зависимости от степени вины — возложена обязанность по оказанию первой помощи травмированному, а также вызов к месту ДТП полицейских и медиков. Если травмы угрожают жизни и здоровью, необходимо организовать доставку потерпевшего в больницу.
Важный момент связан с состоянием водителя: бывают ситуации, когда он, будучи в состоянии опьянения, управлял ТС по пути в больницу во спасение пострадавшего. Правила запрещают садиться за руль после употребления спиртного, однако практика показывает: и суды, и госавтоинспекция в такой ситуации лояльны — особенно, если угроза жизни человека была реальной.
Еще один аспект касается поиска очевидцев случившегося и обязательной фиксации их имен и контактов. В отличие от ДТП без пострадавших и погибших, в данном типе аварий именно они могут оказать решающее значение на дознании по делу о ДТП. Кроме того, если в результате столкновения граждане пострадали не сильно (синяки, ссадины, царапины), необходимо дождаться медиков и сотрудников ГИБДД
Что делать если виновник скрылся с места ДТП?
В данной ситуации поведение потерпевшего водителя должно соответствовать п. 2.5 ПДД РФ — незамедлительно остановиться, включить аварийные огни, выставить знак аварийной остановки, зафиксировать последствия аварии на фото- и видеокамеру. Также желательно взять у свидетелей контакты и внимательно осмотреть окрестные здания на предмет установленных видеокамер.
Что будет, если скрылся с места ДТП?
- возбуждение производства по 12.27 КоАП РФ;
- начало розыскных мероприятий сотрудниками ГИБДД;
- почти 100% шансы на скорое задержание;
- судебное заседание по факту правонарушения;
- административная или уголовная ответственность.
Далее к месту нужно вызвать сотрудников ГИБДД, которым стоит обрисовать ситуацию и запросить справку о ДТП. Оговоримся, что большинство страховых компаний не производит выплату по ОСАГО, пока не будет установлен и привлечен к ответственности виновник аварии. К сожалению, это случай, когда от расторопности и профессионализма инспекторов по розыску зависит ремонт вашего авто.
Еще один момент связан с «виной виновника» (целенаправленная тавтология). Когда автовладелец, ударивший ваше авто и скрывшийся, будет задержан, он вправе сказать: я не видел (почувствовал, заметил, осознал) аварии, и по закону невиновен. Данный случай парадоксален для юриспруденции, но вполне реален: потерпевшему выдается справка о ДТП для страховой, но виновник к ответственности не привлекается. Отвечая на вопрос, что грозит, если скрылся с места ДТП, отвечаем: все зависит от поведения и грамотности ответов!
Если ты виноват?
Что делать виновнику ДТП? Сколь бы серьезным не был стресс, и как бы ни казалось, что аварию никто не видел, оптимальный выход — незамедлительно остановиться и обратиться ко второму участнику аварии. Далее следует достать полис автогражданской ответственности и убедиться, что он действует на дату и время аварии — это гарантия оплаты ремонта второй машины страховщиком.
Удорожание ОСАГО привело к огромному количеству поддельных полисов на руках граждан — по предварительным подсчетам, фальшивок — не менее 30%. Если у вас именно такая бумага (будем честны, наш сайт читают граждане любой степени правовой сознательности), показывать такой документ нельзя. Желательно договориться с потерпевшим об индивидуальной компенсации ДТП.
Что грозит виновнику ДТП, если он скрылся? Лишение права управления на срок от года до полутора или арест до 15 суток. В том, что нарушителя найдут, можно не сомневаться: в арсенале инспекторов по розыску есть множество технических средств, которые помогают найти участника аварии за несколько часов, даже если он снял госномера и отогнал машину в гаражный комплекс.
Что делать, если у виновника нет ОСАГО?
Одна из самых неприятных ситуаций, когда вы попали в ДТП без страховки у виновника. До недавнего времени СК отказывали в выплате компенсации или проведении ремонта пострадавшему автомобилю, ссылаясь на невозможность взыскания сумм с другой страховой компании. Некоторое время вопрос регулировался РСА, который выделял из специального фонда определенную сумму.
Порядок оформления ДТП без ОСАГО:
- фото- и видеофиксация картины случившегося;
- вызов сотрудников ДПС (европротокол неприменим);
- оформление ДТП в ГИБДД полицейскими;
- получение справки о ДТП с датой и временем;
- визит к страховщику с пакетом документов.
Однако 01 марта минувшего года в закон «Об ОСАГО» за № 40 были внесены поправки, согласно которым выплату потерпевшему производит его страховая компания, впоследствии истребующая ее с виновника в порядке гражданского судопроизводства. Можно сказать, что вопрос «у виновника ДТП нет ОСАГО, что делать?» с прошлого года особо не актуален!
Оформление документов после ДТП
Как говорилось выше, ПДД РФ рассматривают два варианта оформления дорожно-транспортного происшествия: по европротоколу (без погибших, пострадавших и только с двумя ТС), или с привлечением сотрудников полиции. Порядок оформления ДТП по первому принципу требует фиксации обстоятельств аварии на фото- или видеокамеру, согласия обоих участников с обстоятельствами инцидента и подготовленной схемы.
При всей простоте европротокол в стране откровенно буксует. Во-первых, предельная сумма ущерба не должна превышать 50 тыс. руб., поэтому россияне применяют его только при легких «тычковых» столкновениях с легкими царапинами (хотя увидеть скрытые повреждения «на глаз» нельзя). Во-вторых, ответственность обоих участников ДТП должны быть застрахована по ОСАГО или «Грин картой».
Стоит быть внимательным с пунктом «отсутствие пострадавших» — то, что на виновнике нет ран, царапин и синяков не означает, что он не получит сотрясение головного мозга. Если так, то оформление ДТП по упрощенной схеме без привлечения сотрудников ГИБДД может считаться неправомерным.
Наконец, в Москве, Санкт-Петербурге и соответствующих областях допустима выплата по европротоколу в рамках 400 тыс. руб., но для этого оба авто должны быть оборудованы ГЛОНАСС.
Оформление аварии с вызовом инспекторов ГИБДД
Данный вариант может вестись в трех случаях: при визите госавтоинспекторов к месту инцидента, оформлении ДТП на посту полиции или в отделении, где ведется разбор ДТП. С технической точки зрения действия автовладельцев не отличаются: они, в соответствии с п. 2.1.1 ПДД РФ, передают полицейским водительское удостоверение, полис автогражданской ответственности и регистрационные документы на автомобиль.
На что госавтоинспектор обращает внимание:
- возраст, стаж и портрет автовладельца;
- состояние водителей и состояние опьянения;
- состояние автодороги, знаков и разметки;
- количество штрафов (в том числе, неоплаченных);
- возможность избегания ДТП в данных условиях.
Далее каждый из участников озвучивает свою версию случившегося, причем и сотрудники ДПС, и суд обращают огромное внимание на то, с какой скоростью двигались ТС, был ли включен ближний свет фар или ДХО, были ли водитель усталым (!), пристегнут ремнями безопасности и употреблял ли алкогольные и наркотические вещества. Помните, что на основании этого создается портрет автовладельца!
Если госавтоинспекторы выезжали к месту, они самостоятельно составляют схему ДТП и производят всевозможные замеры. Особое внимание будет уделено НДУ (неудовлетворительным дорожным условиям), наледи, колейности, высоте обочин, различимости разметки и знаков, треугольнику видимости и даже рекламе, которая могла закрыть обзор. Служебные правила оформления ДТП включают массу интересных моментов!
Именно поэтому, отправляясь на разбор ДТП в ГИБДД, мы рекомендуем зарисовать максимально подробную схему дорожной инфраструктуры. Если выяснится, что дорожные условия не соответствовали требованиям безопасности — будь то снежные брустверы или открытый люк — потерпевший вправе подать в суд на соответствующую службу с требованием компенсации!
Оформление аварии без помощи инспекторов ГИБДД
Выше мы рассказали о том, как оформить ДТП без ГИБДД — порядок действий следующий. Необходимо убедиться, что в аварии нет пострадавших, сфотографировать или снять на видео последствия ДТП с расположением машин, зарисовать схему и подписать ее обоими участниками инцидента. Обязательно укажите номера водительских удостоверений и полисов ОСАГО или «Грин карты».
Будьте внимательны: убирать автомобили с проезжей части, как это указано в п.2.5 ПДД РФ, можно только после фиксации аварии. Нередко автовладельцы убирают машины с проезжей части и фотографируют их уже у обочины. В таких случаях страховщик отказывает в приеме бланка извещения о ДТП и требует справку из ГАИ. Инспекторы, в свою очередь, тормозят дело, не желая работать с вновь открывшимися обстоятельствами.
Обращение в страховую компанию после ДТП
Федеральный закон №40 «Об ОСАГО» оговаривает предельный срок обращения в страховую компанию после ДТП: это пять рабочих дней (п. 3.8 ФЗ). Если у гражданина нет возможности самостоятельно добраться до офиса СК, необходимо отправить весь пакет документов заказным письмом с описью вложения в тот же срок. Если уложиться в пятидневный срок не получается, рекомендовано уведомить СК письмом с уведомлением.
Интересно, что закон «Об ОСАГО», отвечая на вопрос, какие документы нужны в страховую после ДТП, указывает только бланк извещения и заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков. Между тем, мы рекомендуем прикладывать к письму гражданский паспорт собственника и владельца авто, копию полиса и водительского удостоверения.
Еще один момент — уже из практики автора данного материала — связан с последовательностью действий. Подготовив документы для обращения в страховую после ДТП, и едучи туда, предварительно посетите любую независимую экспертизу. Ее специалисты вкратце обрисуют ситуацию, поэтому автосервис, куда будет направлена машина по прямому возмещению убытков, вряд ли сумеет вас обмануть.
Зачем обращаться в независимую экспертизу? Для оценки:
- видимых и скрытых повреждений;
- стоимости ремонта и восстановления ЛКП;
- уточнения снятых с производства деталей;
- контроля над автосервисом страховой;
- обеспечения объективности экспертов от СК.
Нередко в сети можно увидеть вопрос — какие документы нужны для КАСКО после ДТП? Если не брать в расчет неоплачиваемую сумму в рамках франшизы, то пакет бумаг по КАСКО сопоставим с ОСАГО. Но есть специфичный момент: СК вправе отказать в выплате по КАСКО без справки из ГИБДД — соответственно, попав в аварию, нужно изучить свой договор страхования и выбрать оформление ДТП без ГИБДД или с инспекторами.
Стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП?
По заявлению функционеров Российского союза автостраховщиков, в 2016 году независимые эксперты и мошенники в сфере автогражданки нанесли 10-миллиардный ущерб страховщикам. Для борьбы с оными они пролоббировали поправку в ФЗ «Об ОСАГО» и норму «прямого возмещения убытков», когда выплата по автогражданке направляется на ремонт автомобиля.
Учитывая, что независимые эксперты при СК, как и автосервисы, аффилированы со страховщиком, он будет стремиться снизить сумму собственных затрат. Именно поэтому эксперты «не заметят» скрытые повреждения, а автосервис их не станет ремонтировать. И даже гарантийный срок на ремонт от 6 до 12 месяцев не всегда может решить ситуацию, не говоря о применении БУ запчастей.
Отвечая на вопрос, стоит ли делать независимую экспертизу после ДТП, мы убеждены: да, стоит. Как говорилось выше, посетить экспертов стоит и до подачи документов в страховую компанию, и после завершения ремонта. Если учесть, что предельная выплата поврежденному имуществу по ОСАГО составляет 400 тыс. руб. (все что выше — доплачивает пострадавший), стоит уточнить, сколько именно стоит ремонт.
Штрафы за оставление места ДТП и санкции
Штрафы за оставление места ДТП указаны в п.п. 12.27.1 и 12.27.2 КоАП РФ. Первый случай касается неисполнения водителем обязанностей в случае аварии — невыставление знака аварийной остановки, невключение аварийной сигнализации, оставление ТС на проезжей части даже после составления схемы ДТП по европротоколу и, внимание, уезд с места аварии без претензий со стороны второго участника инцидента.
Риск уезда с места ДТП чреват:
- лишением права управления или арестом;
- гражданским иском от СК потерпевшего;
- гипотетически, виной за другие ДТП;
- уголовным производством (если есть пострадавшие);
- повышенным коэффициентом бонус-малус.
В случае уезда с места аварии с целью уйти от ответственности, водителя ждет лишение прав на срок от года до полутора, либо арест до 15 суток. Еще один, малоприятный аспект связан с употреблением спиртного: даже если вы были на момент аварии трезвы, а затем (в состоянии стресса) употребили алкоголь, наступает ответственность по 12.27.3 КоАП РФ со штрафом до 30 тыс. руб. и ЛПУ до двух лет.
Этим нередко пользуются мошенники: попав в аварию, они извиняются перед другим владельцем ТС и предлагают выпить «по 50 граммов». Когда тот соглашается, приходят угрозы: либо потерпевший выплачивает им крупную сумму, либо к месту аварии вызываются инспекторы ДПС со всеми вытекающими последствиями. Помните об этом и никогда не употребляйте спиртное с незнакомцами на дороге!
Заключение
Автор данных строк — дипломированный юрист по теме «Особенности административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения». При кажущейся простоте, ПДД РФ — сложнейшая тема с тысячами комментариев, разъяснений и уточнений Верховного суда РФ. Пожалуй, ни одно Постановление Правительства РФ не вызывает такого бурного обсуждения.
Дорожно-транспортные происшествия — тема вообще сложная, и ответов на вопросы «что делать, если попал в ДТП» или «что грозит, если скрылся с места ДТП» — огромное множество. Мы настоятельно рекомендуем время от времени перечитывать законодательство или распечатать данный материал — может статься, что именно он убережет вас от неприятностей на дороге.
Консультации аварийного комиссара
Заказать услугу
Что делать при ДТП
Заполните онлайн заявку, это не займет много времени!
Оставить заявкуНаши специалисты
Соловьев Илья
Зам. руководителя аварийных комиссаровВаши преимущества при работе с Major Ассистанс
Гарантия качества
Мы работаем на рынке более 10 лет и дорожим своей репутацией
Экономия времени
Опыт наших сотрудников позволяет делать все с первого раза и в кратчайшие сроки
Персональный подход
Мы внимательно слушаем клиента и выбираем для него наиболее выгодное решение
Решение проблем
Вы можете поручить задачу нам и заниматься своими делами спокойно
Полный спектр услуг
Мы профессионально предоставляем широкий спектр услуг и сервисов