Чем опасны новые реагенты на дорогах Москвы
Московские власти никак не могут определиться с реагентом, который надежно бы растапливал лед - и при этом был не особенно вреден для окружающей среды. То ли климат в столице особенно уникальный, то ли страсть к экспериментам у дорожных чиновников не может найти удовлетворения. Как бы там ни было, обеспечивать жидкую кашу на дорогах в этом году будет новое средство - «хлористый магний модифицированный».
При этом всякий раз как московские чиновники меняют состав реагента, московские экологи принимаются бить во все колокола, обещая по весне выжженную пустыню на месте и без того-то далеко не «города-сада». Кажется, что эта реакция стала совершенно автоматической, как моргание или зевота.
«Наша позиция – не бывает полностью безопасных реагентов, - объяснил Autonews.ru сопредседатель экологической группы «Экозащита» Владимир Сливняк, - лучше бы вообще обойтись без них. Как показывает опыт Скандинавских стран, достаточно природных материалов – каменной крошки, песка».
«Конечно, с уборкой песка, как мы помним, возникали проблемы. Но, скажем, каждую осень коммунальщики занимаются совершенно бессмысленной работой – перевозят с места на место опавшую листву. Вместо того чтобы тратить на это силы и деньги, лучше тщательно убирать песок по весне», - добавил он.
Однако профессор МГУ Дмитрий Хомяков, заведующий кафедрой агроинформатики Факультета почвоведения, считает иначе. По его мнению, зимой без химических реагентов городу просто не обойтись. Autonews.ru обратился к нему, чтобы выяснить – чего ждать москвичам от этого неведомого «модифицированного магния»?
- Дмитрий Михайлович, насколько все эти реагенты действительно необходимы? Может быть, по старинке посыпать все песочком?
- То, что в Москве нужно использовать комбинированные химические противоледные реагенты –вещь, очевидная для всех, кто мало-мальски разбирается в вопросе. С 1992 года до 2000-го на наши дороги ежегодно высыпали 350 тысяч тонн технической соли вперемешку с песком. Солевая нагрузка на город была настолько колоссальной, что, в конце концов, это стало видно даже неспециалистам. Зеленые насаждения попросту умирали. Когда город стали озеленять заново, пришлось срезать 10-сантиметровый слой почвы, и даже тогда приживалось только 50% посаженных деревьев.
- Москвичи помнят эти песчаные бури по весне. А с 2000-го года в ход пошли реагенты?
- Да, тогдашняя городская власть поставила задачу: найти новую технологию, соответствующую самым высоким мировым стандартам - как экологической безопасности, так и удобству содержания дорог. Зимняя дорога по эксплуатационным характеристикам должна равняться летней дороге после дождя. Нами было предложено следующее: использовать 140 тысяч тонн солей в жидком состоянии, применяя их превентивно, перед заморозками. Твердые же реагенты, в количестве 85 тысяч тонн, использовать только как вспомогательное средство в сложных погодных условиях. Например, при сильных снегопадах. Таким образом, можно расплавить до 12% московского льда, остальное нужно убирать механически. С 2006 года мы также отказались от применения соли на тротуарах, чтобы минимизировать контакт граждан с ней.
- Но в прошлом году соль на тротуарах все же была.
- Была. По какой-то причине власти решили отказаться от опробованной и сбалансированной схемы. Например, вновь стали «посыпать» тротуары. Чтобы легализовать это, пешеходные участки были непонятным образом приравнены к проезжей части.
Что гораздо хуже, мы видим отказ от упреждающей обработки дорог солевыми растворами – в ходу только обработка твердыми реагентами. Есть ли нужда говорить насколько они вреднее? Раствор хорошо удерживается асфальтом, его затем можно убрать. Твердые реагенты образуют аэрозоль, которую разносит ветер. Ее следы до сих пор можно обнаружить на деревьях и в почве, хотя с момента распыления прошел почти год.
И главное, что доля твердых реагентов увеличена с 85 тысяч тонн до 300 тысяч, а доля жидких, наоборот, уменьшена. Очевидно, дорожники хотят плавить 30% льда вместо прежних 12%. Но какой ценой? Сейчас на каждого москвича, включая новорожденных, приходится в сумме 45 килограмм различных солей и 15 килограмм гранитной крошки. Это вызывает обоснованную тревогу. Ведь в солях содержится мышьяк, кадмий и свинец. И еще некоторые вещества 1-го класса опасности. Подчеркну, что новые нормы противоледной обработки города легализуются явочным порядком, в обход действующего законодательства, в обход Роспротребнадзора.
- Гранитная крошка? Вроде бы ее признали чересчур засоряющей город и теперь используют мраморную?
- Власти Москвы сами создают себе проблемы. Использование мраморной крошки представляет опасность, так как мрамор стирается шинами в пыль, которая затем поступает на газоны и почвы. А при весеннем снеготаянии попадает в канализацию, засоряя ее. Это чревато подтоплениями улиц города.
- Новый реагент «Хлористый магний модифицированный» - как вы его оцениваете?
- Вы знаете, все эти коммерческие наименования: «модифицированный», «эко», «био», я даже встречал некий «инновационный» реагент - все это не более чем маркетинговый ход и перемена сумм слагаемых. Противоледные материалы во всем мире одинаковы и состоят из одних и тех же хлоридов калия, магния или натрия. Ничего нового тут нет. Другое дело, что ранее московские дорожники использовали хлорид калия, а он запрещен как агро-химикат. Делали они это также в обход законодательства.
- Получается, что хлористый магний это шаг в верном направлении?
Безусловно. Но дело не только в том, какой хлорид используется. До тех пор, пока солевая нагрузка на город не будет уменьшена до 140-150 тысяч тонн, ни о каком разумном балансе, ни о каких переменах к лучшему и говорить нечего. Скажем прямо: сейчас происходит солевое отравление почв города. К чему это приводит, мы уже видели.