Согласно задумке автоинспекции, совместные экипажи полицейских и медиков будут останавливать движение на определенных улицах – и проводить «продувку» водителей всех транспортных средств. Если алкотестер покажет «ноль», испытуемый сможет незамедлительно продолжить движение; если же цифра окажется выше – он будет передан на освидетельствование врачу-наркологу. Полицейские рассчитывают, что такая акция не займет много времени.
«Не совсем ясно, как это будет реализовано. Перекрытие улиц и без того загруженной Москвы приведет к резкому осложнению дорожной ситуации. Сплошная проверка кажется избыточной и с юридической точки зрения – ведь для того, чтобы предложить водителю «дунуть», инспектор должен удостоверится, что у того есть признаки алкогольного опьянения, четко указанные в законе. А если учесть, что часть водителей откажется от освидетельствования на месте, и их нужно будет везти в больницу, подобная акция растянется на неопределенный срок», - добавил Похмелкин.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин опасается, что подобные акции будут стимулировать инспекторов делать из трезвых водителей пьяных – никто не захочет остаться в конце смены с пачкой незаполненных протоколов, за которую придется отчитываться перед начальством.
«Меня пугает само слово «акция». Всем известно, что во время какой-либо акции полицейские стараются нарубить как можно больше «палок» – ведь в конце смены им придется отчитаться о проделанной работе. А вдруг настоящих пьяных не будет? В таком случае в ход пойдут различные уловки. Сфабриковать дело по «пьянке» сегодня очень легко», - отметил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.
«Например, водителя запугивают тем, что, мол, от него пахнет спиртным. А он, правда, пил позавчера. И черт его знает, думает он, вдруг еще не все выветрилось? Тогда инспектор предлагает ему отказаться от освидетельствования, умалчивая о том, что отказ чреват таким же наказанием, как и обнаружение алкоголя. Вот вам и жирная галочка. Инспектор славно поработал», - добавил Травин.
«Эта мера, скорее всего, эффективная, - отмечает, в свою очередь, координатор «Синих Ведерок» Петр Шкуматов . - Скорее всего, незаконная. И, главное, несправедливая. Это ведь просто теория вероятности. Кто попадется в эти сети? Водители с сотыми и тысячными долями промилле. Вряд ли они имеют отношение к проблеме пьянства за рулем. До тех пор, пока действует норма в 0 промилле, применять такие методы массового поражения просто нельзя. Сотни людей окажутся без вины виноватыми».
С ним согласен и лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев: «Эта акция будет носить чисто формальный, статистический характер. Для начала нужно определиться, что считать состоянием алкогольного опьянения. Затем прописать в законе погрешность прибора. И только после этого устраивать подобные мероприятия. И тогда, я убежден, к ним подключится общественность – потому, что люди будут видеть, что происходит реальная работа по борьбе с пьянством за рулем».
Напомним, что ранее помощник президента Татьяна Голикова обращалась к «Единой России» с просьбой ввести в закон упраздненное ранее понятие «состояние алкогольного опьянения». По мнению экспертов, такой шаг возвратит допустимую норму минимального содержания алкоголя в крови.
Возможно, «вопрос о промилле» решится даже в ближайшие дни. Госдума намеревается на неделе рассмотреть пакет законопроектов, направленных на ужесточение ответственности для автомобилистов; некоторые законодательные инициативы подразумевают возвращение «алкогольной нормы» в 0,2-0,3 промилле.