Автокроссу – сто лет!
11 октября (или 29 сентября по старому стилю) 1913 года в России впервые прошло соревнование в езде по бездорожью, которое тогда назвали «Двухверстной гонкой с препятствиями по проселочной дороге». Из четырнадцати автомобилей-участников до финиша добрались двенадцать.
Автомобили допускались только с туристическими четырехместными кузовами, оборудованные глушителем, фонарями и крыльями. Деления на категории не было, мощность двигателя не ограничивалась, экипаж мог насчитывать от двух до четырех человек, а в случае поломки во время гонки разрешалось чиниться своими силами, но без посторонней помощи.
Гонщикам требовалось как можно быстрое проехать дистанцию в две версты по пересеченной местности с форсированием речки, спусками и подъемами по глинистой дороге. Добавили организаторы и простого везения – гонщики тянули жребий, кому стартовать первым. Если бездорожье уравняло мощность моторов, то по мере проезда машин трасса становилась все более непроходимой.
Местом проведения была выбрана окраина деревни Верхние Котлы за Серпуховской заставой. Отечественные автомобили не участвовали, только иностранные: Mercedes, Opel, Ford, Minerva, Rochet-Schneider, Charron, Sperber и Hupmobile. Победителем стал Иван Тефферсфельд на Ford-T, он прошел дистанцию быстрее всех – за 4 минуты 42 секунды. Как писал журнал «Автомобилист» в репортаже: «В этом случае опытность ездока ярко сказалась, г. Тефферсфельд провел машину ровно, не увлекаясь быстротой, а благодаря этому не задержался на препятствиях».