Отмена доверенностей - неприятные сюрпризы для водителей
Отмена доверенностей - неприятные сюрпризы для водителей
Вопрос об отмене генеральных и рукописных доверенностей поднимался неоднократно, впервые – много лет назад. Однако шли годы, велись дискуссии, и ничего не менялось – в то время как эта практика, ввиду ее явного несоответствия реалиям сегодняшнего дня, была благополучно похоронена в Грузии, Латвии и Беларуси. Бывшие советские республики уверенно обогнали Россию в части либерализации водительской жизни: там доверенности на управление машиной уже давно не нужны. Между тем дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки и в нашей стране. Свою официальную позицию по этому вопросу озвучили в МВД.
В ГИБДД поддержали инициативу руководителя Московского центра борьбы с пробками Александра Шумского об отмене отживших свое документов. Как рассказал «Российской газете» замначальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин, современный уровень развития информационных технологий таков, что вычислить «нелегала» за рулем не составляет особого труда, и при этом совершенно необязательно проверять наличие у него доверенности.
Таким образом, общественники высказались «за», их поддержали и гаишники. Казалось бы, дело за малым. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Для того чтобы раз и навсегда оставить доверенности в прошлом, придется внести изменения как минимум в три закона: об ОСАГО, в ПДД и в Гражданский кодекс. Это неминуемая бумажная волокита, которая может растянуться на долгие месяцы или даже годы, а также принести водителям немало неприятных сюрпризов. Достаточно вспомнить историю с отменой техосмотра.
Эксперты указывают на два немаловажных момента. Первый: это полисы автогражданки. На сегодняшний день, вопреки всем международным стандартам, в них указываются водители, которые имеют право управлять данным конкретным автомобилем. Никто другой за руль этой машины сесть не вправе. Другой вариант: полисы ОСАГО без ограничений допуска к рулю, которые, правда, обходятся существенно дороже, чем те, что предусматривают «лимит» количества водителей. Для сравнения: в Литве, Латвии и Беларуси страховка оформляется на автомобиль, а не на людей, им управляющих. Таким образом, для вполне легальной езды по Вильнюсу, Риге или Минску достаточно иметь при себе водительское удостоверение и регистрационную карточку самой машины.
Второй момент: если в полисе ОСАГО будет указан только собственник транспортного средства, он и будет нести ответственность за совершенные на этом автомобиле ДТП. Немалое беспокойство у противников отмены доверенностей вызывает и то, что водитель, который сел за руль чужого автомобиля, сможет беспрепятственно снять его с учета и продать. Правда, в экс-СССР этот вопрос давно решен: либо на совершение регистрационных действий все же выдается доверенность, либо человек, не указанный в базе как владелец машины, и не сможет что-либо с ней сделать, кроме как беспрепятственно ездить по дорогам той или иной страны.
Как и в какие сроки будут решены эти вопросы, а также не встретит ли инициатива по внесению изменений в закон об ОСАГО яростный отпор страховщиков, на сегодняшний день сказать невозможно.