Главным моментом в расследовании причин дорожно-транспортного происшествия является установление виновника произошедшего. Именно это лицо впоследствии привлекается за нарушение административного законодательства. Также это важно по той причине, что данное лицо необходимо привлечь к гражданско-правовой ответственности, то есть, обязать его выплатить компенсацию за причинный ущерб другим участникам ДТП.
Ответственность виновника ДТП разделяется на две категории:
- Гражданская – привлечение того или иного лица к такой ответственности осуществляется исключительно по решению суда. Характерной особенностью данного процесса является то, что виновность конкретной стороны доказывают непосредственно участники ДТП. То есть, потерпевшие пытаются убедить суд, что это причинивший ущерб виновен в создании аварийной ситуации, тот, в свою очередь, всеми силами доказывает совершенно противоположное.
- Административная – привлечение осуществляется по соответствующему решению суда или уполномоченных органов (например, ГИБДД). К административной ответственности лица могут быть привлечены не позднее, чем через три месяца с момента совершенного правонарушения, если при этом дело находится на рассмотрении судебной инстанции.
В отечественной юридической практике нередко встречаются случаи, когда по истечению трех месяцев никто не привлечен к административной ответственности
В отечественной юридической практике нередко встречаются случаи, когда по истечению трех месяцев никто не привлечен к административной ответственности, поскольку нет соответствующего законного постановления. Это происходит, когда суды отменяют постановления уполномоченных органов, после чего дело вновь отправляется на рассмотрение к ним. В таких случаях ГИБДД традиционно уведомляет все стороны о невозможности привлечения того или иного лица за совершенное административное правонарушение. Другими словами, уполномоченный орган выходит из игры, оставляя участников ДТП самостоятельно доказывать свою невиновность и виновность оппонентов.
Очень редко судебные учреждения прибегают к изучению технических аспектов дорожно-транспортного происшествия. Как правило, этим занимаются независимые судебные экспертизы. Работа суда здесь заключается в определении вместе со сторонами необходимых вопросов для экспертной оценки. Экспертиза носит субъективный характер. Она не имеет юридической силы, ее могут оспорить все стороны процесса, с ее выводом может не согласиться даже сам суд. Нередко судьи выносят вердикт, полностью противоположный выводам независимой экспертизы. При выносе решения суд руководствуется не только законом, но и в значительной степени внутренними убеждениями.
Кто несёт ответственность в случае передачи автомобиля собственником во временное владение третьему лицу
В случае с административным законодательством решение по поводу ответственности за совершение ДТП выносится достаточно просто, поскольку существующая правовая база четко указывает, что основную ответственность несет лицо, нарушившее правила дорожного движения. Привлечь ту или иную сторону к гражданской ответственности намного сложнее. Согласно правовым нормам, передача автомобиля собственником во временное владение третьему лицу вполне может быть расценено судом как передача прав пользования. При этом гражданскую ответственность должен нести именно владелец, а не временный пользователь.
Несмотря на то, что доверенность предоставляет право владения, нередко ответчиком ДТП становится ничего не подозревающий хозяин автомобиля, тогда как находившееся непосредственно за рулем лицо отделывается легким испугом. Суть заключается в том, что доверенность – это особый документ, который дает возможность совершать юридически значимые действия. К таким действиям относится и вождение транспортного средства, в ходе чего водитель становится участником дорожного движения и несет за это ответственность, а потому доверенность, в том виде, в котором ее привыкли понимать отечественные граждане, к этому не имеет никакого отношения.
По большому счету доверенность может представлять собой своеобразное прикрытие для более значимых юридических сделок. Это может быть договор об аренде, купли-продажи, безвозмездного пользования автомобильным средством (например, когда родители оформляют машину на своих детей), а также трудовой договор (служебные авто).
Следовательно, чтобы определить надлежащего ответчика ДТП, виновник которого осуществлял управление транспортным средством по доверенности, необходимо в первую очередь выяснить, на основании чего была выдана данная доверенность – в целях передачи прав пользования, гражданско-правовых или трудовых отношений, в качестве безвозмездного подарка и т.д.
Помимо этого, изучаются такие вопросы, как в чьих интересах использовалось транспортное средство, существует ли порядок пользования данным автомобилем, является ли выданная доверенность частью оформленных особым способом трудовых взаимоотношений, а также определяется объем прав, которыми владеют участники существующих правоотношений.
Именно исходя из особенностей, сущности, значения и целей доверенности, суд в праве принять решение о назначении надлежащего ответчика.
В отечественной правоприменительной практике, ввиду несовершенства Гражданского законодательства, принято назначать сразу нескольких ответчиков – это, как правило, непосредственно сам владелец транспортного средства, а также водитель, причинивший своими действиями материальный и физический ущерб другим участникам дорожного движения. Это происходит из-за того, что во время рассмотрения дела истцу будет крайне сложно самостоятельно определить, кто именно из ответчиков является надлежащим, поскольку это зависит от правовых отношений между ними, а эта информация, как правило, носит закрытый характер.
Законопроект № 147768-6 "О внесении изменения в статью 1079 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
На данный момент Государственная Дума Российской Федерации рассматривает специальный законопроект № 147768-6 "О внесении изменения в статью 1079 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации". Документ, внесенный на рассмотрение Законодательным Собранием Челябинской области, предлагает внести поправку в первый пункт статьи 1079 ч.2 Гражданского кодекса РФ. Суть изменения заключается в добавлении одного абзаца, в котором говорится о том, что, если надлежащий ответчик, управлявший транспортным средством по доверенности, не в состоянии самостоятельно в полном объеме оплатить причиненный ущерб, данная нагрузка равномерно распределяется между ним и непосредственно владельцем автомобиля. В случае принятия поправки, это позволит создать более эффективный и надежный механизм защиты пострадавших в ДТП.
Консультации эксперта по Юридической помощи
Заказать услугу
Юридическая помощь водителям при ДТП
Заполните онлайн заявку, это не займет много времени!
Оставить заявкуНаши специалисты
Сафонов Евгений
Руководитель отдела урегулирования убытков по КАСКО/ОСАГОГригорий Браудо-Линник
Руководитель отдела оценки автотранспортаВаши преимущества при работе с Major Ассистанс
Гарантия качества
Мы работаем на рынке более 10 лет и дорожим своей репутацией
Экономия времени
Опыт наших сотрудников позволяет делать все с первого раза и в кратчайшие сроки
Персональный подход
Мы внимательно слушаем клиента и выбираем для него наиболее выгодное решение
Решение проблем
Вы можете поручить задачу нам и заниматься своими делами спокойно
Полный спектр услуг
Мы профессионально предоставляем широкий спектр услуг и сервисов