Камеры проверят на правильность выписываемых штрафов
«Стрелка-СТ» - самое распространенное средство видеофиксации нарушений ПДД на российских дорогах. С начала работы таких комплексов они вызывают множество нареканий со стороны водителей - якобы камера склонна приписывать автомобилям чужую или просто неправдоподобную скорость. Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков обвинил производителей в «тепличных» испытаниях комплекса и нечестных конкурсах. В конце концов, вал жалоб вынудил Минпромторг назначить системе дополнительную проверку – она продлится до июня следующего года, сообщают «Известия».
По информации сайта компании-производителя, «Стрелка» существует в двух видах: мобильном (кодируется литерой «М») и стационарном («СТ»). Ее главное отличие от конкурентов - способность наблюдать сразу четыре полосы и «вести» одновременно множество «целей». Подобные преимущества достигаются использованием военного радара, ранее применявшегося в авиации. Побочным эффектом оборонных технологий является то, что «Стрелку» крайне сложно «засечь» при помощи обычного радар-детектора. Помимо фиксации превышения скоростного режима, камера также способна «узреть» проезд на красный свет или нарушение разметки.
Однако депутат Госдумы, глава Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков убежден, что все эти выдающиеся характеристики хороши лишь на бумаге. По его словам, в действительности система часто дает сбои: «Согласно заводской документации, система испытывалась в нежных, тепличных условиях, из-за чего ее показания в реальных метеоусловиях вызывают сомнения - на «камеру» действуют не только высота и угол наклона мачты, но и сила и направление ветра, влажность и так далее. При этом конкурсы заведомо были «заточены» именно под нее. Это должно заинтересовать Федеральную антимонопольную службу».
«Кроме того, меня беспокоят связи и возможности организации, которая проталкивает «Стрелку». Один из руководителей компании Игорь Иванцов – деятельный и энергичный человек с хорошими связями в МВД – ранее был вице-президентом скандально известной «Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка» - шарашкиной конторы, наподобие «Рогов и копыт». Академия торговала научными званиями и наградами, похожими на государственные. То, что такой человек теперь занимается делом, связанным с осуществлением правопорядка, лично меня, как депутата, беспокоит», - резюмировал Лысаков.
В понедельник Минпромторг опубликовал официальный ответ на запрос главы Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора». За подписью министра Дениса Мантурова было отмечено, что комплексы автоматической фиксации нарушений прошли все испытания в 2008 году, никаких нарушений обнаружено не было.
«Комплексы не уступают лучшим зарубежным аналогам, что подтверждено патентом N2382416. Разрешается применение этих средств в РФ. Методы и средства поверки комплексов соответствуют законодательству и обеспечивают возможность фиксации нарушений скоростного режима и соблюдения прав водителя. С учетом проблемных вопросов, затронутых в письме, до июня 2013 года планируется провести новые испытания «Стрелок», - передает содержание сообщения Минпромторга газета «Коммерсант».
Впрочем, технический директор компании-производителя «Стрелки» ООО «Системы передовых технологий» Анатолий Ниров считает все претензии к комплексу необоснованными. По его словам, ошибок быть просто не может, а все спорные моменты трактуются в пользу водителей: «В комплексе скорость определяется на основании анализа двух потоков данных – автомобили сопровождаются с помощью радара и видеокамеры. Факт нарушения фиксируется лишь в том случае, если он неоднократно подтверждается обоими источниками информации. При сомнениях в правильности присвоения скорости конкретной машине протокол не формируется, то есть сомнения трактуются в пользу водителя», - заявил он «Известиям».
Autonews.ru обратился к координатору «Общества синих ведерок» Петру Шкуматову, чтобы узнать – имеют ли жалобы автомобилистов под собой реальную почву или это, что называется, «перевод стрелок»?
«Нет ни одной объективной претензии к работе «Стрелки». Есть пограничные случаи – человек пишет, что ехал 79 км\ч, а ему пришел штраф за 82 км\ч. Но отследить по спидометру свою скорость с такой точностью невозможно», - отметил эксперт.
«Я бы сказал, что основная проблема «Стрелки» не в погрешности измерений, а в их исключительной безгрешности. Она производит замер скорости транспортного средства каждые 30 миллисекунд, пока то находится в поле ее зрения. Соответственно, даже если человек 15 метров проехал с превышением и тут же сбросил – ему все равно придет штраф. «Стрелка» не прощает неизбежные человеческие ошибки, не округляет – она чересчур строга. Что касается борьбы, развернутой г-ном Лысаковым, то ходят слухи, что он представляет чьи-то коммерческие интересы», - заявил Шкуматов.
Вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров тоже не видит проблем в работе стационарного комплекса. По его мнению, неприятности доставляют только «кочующие» камеры: «Мобильные «треноги», которые использует ГИБДД, предоставляют возможность хитрить, размещая их на границе населенного пункта, что, с учетом дистанции замера скорости, автоматически превращает любого проезжающего в нарушителя», - заявил он Autonews.ru.
Специалисты Минпромоторга также убеждены, что организуемая проверка не выявит проблем. По мнению экспертов ведомства, «Стрелка» не уступает, а то и превосходит зарубежные аналоги, имеет все необходимые патенты, а проведенные в 2008 г. испытания вполне надежно защищают систему от ошибок. Тем более что в марте этого года Центр организации дорожного движения уже проводил внеплановую проверку камер, установленных в Москве. По заверениям пресс-службы, все комплексы работали в штатном режиме, отклонений выявлено не было.
Отметим, что на сегодняшний день «Стрелка-СТ» осуществляет контроль над дорогами Москвы, Подмосковья, Новгородской области и Ханты-Мансийска. Другие регионы пока только рассматривают возможность закупки комплекса.