22 января 2013

Почему битву со снегом на дорогах никогда не выиграть.

На Москву каждый год обрушивается неожиданный снегопад, который традиционно вызывает транспортный коллапс и становится предметом многочисленных шуток и прибауток. А призыву ГИБДД не пользоваться автотранспортом следуют только коммунальщики. Мне стало интересно, почему это происходит и есть ли перспектива побороть выпавший снег с минимальным ущербом для автомобилистов.

Для того чтобы понять суть проблемы, надо разобраться в том, что делают коммунальщики для очистки улиц. Если говорить упрощенно, то методика уборки сейчас применяется следующая:

  1. По дороге проходит несколько машин, которые сгребают снег на обочину или полосу, выделенную для общественного транспорта. Получается такой большой сугроб.
  2. После этого, приезжает другая техника, которая сгребает снег с обочины и перекидывает его в КАМАЗ.
  3. КАМАЗ, заполнив кузов, уезжает на снегоплавильный пункт, где стоит в очереди, чтобы скинуть груз и платит за это 1000 рублей наличными.

Итак, запомнили: снег сгребают, потом закидывают в КАМАЗы, которые отвозят его на специальные плавильные пункты и возвращаются обратно на дорогу за новой порцией белого порошка.

А теперь немного фактов и математики уровня 7 класса. В Москве действует 27 снегоплавильных пунктов. Производительность каждого из таких пунктов максимум 7 тысяч кубических метров снега в сутки. Следовательно, максимальное количество снега, которое они могут принять с улиц, составляет чуть меньше 200 тысяч кубов при круглосуточной работе. Округлим в большую сторону до 200 тысяч. Запомним. Кстати, интересная цифра: чтобы загрузить плавильные пункты на 100%, в городе должно круглосуточно работать 2000 КАМАЗов.

А теперь оценим масштаб неожиданного ежегодного бедствия, которое заставляет рвать волосы, как синоптиков, так и всех жителей Москвы, которым приходится героически, жертвуя или потерянными часами в пробке, или испачканной одеждой и настроением в метро, преодолевать его.

В Москве около 5000 километров улиц и дорог. Большая часть из этих дорог локального значения, одна полоса туда, другая сюда. Дорог уровня магистралей в Москве, кроме ТТК и Звенигородки, нет, но если притянуть за уши, то протяженность таких значимых улиц, проспектов и шоссе, с учетом МКАД, ТТК, Садового и Бульварного, около 500 км. Т.е., 10% от всей УДС (улично-дорожной сети). Ширина проезжей части таких вылетных и других «магистралей» усредненно равна 40 метрам. Где-то она больше, например на МКАД, где-то меньше, например, на Севастопольском проспекте. Но в среднем это 40 метров. Следовательно, площадь улиц общегородского магистрального значения 20 миллионов квадратных метров.

Запомнили это число? А теперь возьмем толщину снежного покрова после вчерашнего снегопада. Это незначительные 10 сантиметров. Десять сантиметров белой снежной сказки, ровным слоем покрывшей весь город. Но теперь мы можем подсчитать, сколько кубических метров снега выпало. И получим, что только на магистрали выпало 2 миллиона кубических метров снега. Конечно, он потом утрамбуется и слежится, но обычно утруска для сухого снега составляет не более 5 раз по объему. Больше спрессоваться может только мокрый снег, а сегодня температура -10С. Следовательно, на магистралях, после того, как снег утрамбуют автомобили, окажется 400 тысяч кубометров уже упрессованого снега, который нужно вывезти.

Теперь возвратимся к абзацу со снегоплавилками. Производительность всех городских снегоплавилок 200 тысяч кубометров снега в сутки. Отсюда, какой напрашивается вывод? Правильно, основные магистрали Москвы после снегопада будут чистить минимум двое суток.

Но я забыл про остальные 4500 километров дорог меньшей ширины и значимости. Если принять, что их средняя ширина составляет 10 метров (чтобы сказать более точно, надо проводить серьезное научное исследование), то это даст еще 45 миллионов квадратных метров дорог, которые нужно убрать от снега. Сколько же кубов надо вывезти дополнительно? Скорее всего, чуть больше миллиона кубометров, так как уплотняется снег на дорогах с неинтенсивным движением менее охотно.

Что же в сухом остатке? Типичный снегопад, во время которого выпадает 10 сантиметров снега, дает практически полтора миллиона кубических метров слежавшегося снега, которые надо сгрести, собрать, вывезти и расплавить. Банальная операция деления 1,5 млн на 200 тыс дает нам количество дней, за которое коммунальщики справятся с последствиями типичного ежегодного природного явления. И это минимум 7 дней круглосуточной работы. Целая неделя привычных пробок, которых могло бы и не быть.

Для информации: каждую зиму в Москве в среднем выпадает 160 сантиметров снега. В снежный год может выпасть до 220 сантиметров. И это означает, что от 16 до 22 недель в зимний период (т.е., непрерывно) коммунальщики будут вести героическую битву с «неожиданным» снегопадом, победителем в которой обязательно окажется природа. А пока мы вынуждены будем довольствоваться гигантскими сугробами по обочинам дорог, до которых еще не дошла очередь в снегоплавильный пункт, и парой полос туда и обратно.

 

Расскажите друзьям:

21 января 2013
В пробке на МКАД простояли 14 часов
Трехдневный снегопад парализовал движение в Москве. Несмотря на все старания коммунальных служб, пробки в пятницу усиливаются, а на юге МКАД так и вообще бьют рекорды. В ГИБДД объясняют, что виноваты в случившемся коллапсе отчасти и сами водители
18 января 2013
Парковаться бесплатно запретят уже в мае
Власти Москвы пересмотрели сроки расширения зоны платной парковки. По словам заммэра столицы Максима Ликсутова, внутри Бульварного кольца парковка станет платной уже с 15 мая. В Департаменте транспорта отмечают, что внедрение пилотной зоны платной парковки зарекомендовало себя с лучшей стороны...
17 января 2013
Новые законы рискуют запутать водителей
Прошедший год выдался урожайным по части автомобильного законотворчества. Даже уследить за многочисленными предложениями было не так-то просто, не говоря уже о том, чтобы разобраться в наспех принятых поправках. Разъяснять законы водителям зачастую приходится уже ГИБДД..