Строительство российских дорог подорожает
Строительство российских дорог подорожает
В длинной бюрократической цепочке по согласованию и выдаче лицензий на строительство дорог появилось еще одно звено – проверка качества материалов государственной компанией Росавтодор.
По словам руководителя Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина, такие лаборатории должны появиться в каждом из федеральных округов. Проверке подвергнутся абсолютно все материалы, используемые при строительстве автомобильных дорог: от песка и щебня до битума. В случае, если тот или иной материал будет признан не соответствующим стандарту, он не пройдет сертификацию и не будет применяться в строительстве и ремонте дорог.
Вероятнее всего, создание подобных лабораторий в очередной раз повысит итоговую стоимость строительства дорог в России. Дело в том, что главными поставщиками строительных материалов в регионах являются, как правило, структуры, связанные с местными властями. Подрядчики, выигравшие тендеры на строительство федеральных дорог, вынуждены закупать материалы у определенных поставщиков, поскольку местные власти не допускают строительные компании к разработке собственных карьеров. Получается, что если вновь созданная лаборатория забракует материалы, предлагаемые местными организациями, строительная компания будет вынуждена искать новых поставщиков за пределами региона, где происходит ремонт или строительство дороги. Это, в свою очередь, приведет к дополнительным расходам на логистику.
Стоит отметить, что производства по добыче щебня, песка и других материалов распределены по территории России неравномерно. В некоторых регионах их просто нет, а если есть, то качество сырья чрезвычайно низкое. Например, высококачественный щебень добывается только в Ленинградской области, Воронежской области, в Карелии и на Урале. В нашей стране зачастую материалы для строительства дорог приходится везти на расстояния от 500 до 1000 км. В итоге доля затрат на стройматериалы и логистику может достигать 75% от общей сметы на строительство полотна.
Еще одним фактором, значительно увеличивающим стоимость строительства дорог в России, является сложная процедура изъятия земли для государственных нужд. Сейчас эти процедуры очень запутаны, а вся ответственность и сопутствующие риски переложены на строительных подрядчиков, которые ввязываются в многолетние судебные тяжбы с владельцами земель, чьи участки лежат на пути будущей трассы. Разумеется, все это в конечном итоге увеличивает общую стоимость строительства.
Кроме того, на плечи строителей ложится организация переноса коммуникаций, расположенных на пути дорожно-строительных работ. К примеру, в Европе и в США с целью сокращения затрат при расширении трасс выделены специальные коридоры, в которые не попадают остальные коммуникации. А вот российские законы не запрещают прокладывать коммуникации вблизи существующих магистралей. В результате строителям приходится переносить коммуникации, длина которых иногда значительно превышает протяженность строящейся или ремонтируемой дороги.
Уже в 2010 году, по данным председателя Счетной палаты Сергея Степашина, стоимость строительства дорог в России была в 2,6 раза выше, чем в Европе, в 3 раза выше, чем в США, и в 7 раз выше, чем в Китае. Например, суммарные затраты на 1 километр будущей трассы Москва – Санкт-Петербург по приблизительным подсчетам составляют 1,2 млрд руб. Правда, в эту сумму входят расходы не только на сооружение дорожного полотна, но и на строительство необходимых вспомогательных объектов.